Блог Светланы Белошенко
Как быть мамой троих детей и при этом оставаться красивой, любимой женой, не превратившись в тётку
Рубрики блога

Как анализ детского рисунка помогает лучше понять своего ребенка?

Добрый день, уважаемые читатели! Кто из родителей не мечтает лучше понять своего малыша? Но как это сделать, если ребенок закрылся и не хочет рассказывать? Используйте рисунок! Большинство детей очень любят рисовать. Начиная с 4-5 лет, рисунки ребенка начинают приобретать завершенную форму и осмысленность. А ведь внимательный анализ детского рисунка может своевременно дать сигнал о том, что беспокоит вашего малыша. Ведь в детских рисунках отражается эмоциональное состояние, психология ребенка, его мысли и чувства.

анализ детского рисунка

А арт-терапевтические методы могут позволить вам не только заметить мысли, страхи и тревоги малыша, но и во время их скорректировать.

Еще огромный плюс — это то, что психологический анализ детского рисунка может сделать каждый родитель самостоятельно. Я сейчас не говорю о глубинном разборе, но основные характеристики выделить сможет каждый. Сейчас разберем все по пунктам.

Сегодняшняя статья написана практикующим детским психологом Валентиной Даниловой. Если у вас после прочтения останутся вопросы — задавайте их, пожалуйста, в комментариях.

Анализ детского рисунка: на что следует обратить внимание

Перед тем как приступить к описанию методики анализа детского рисунка, очень важно понять: только один рисунок не говорит о наличии проблемы, он может послужить лишь небольшим звоночком о том, что ребенка сейчас больше интересует и тревожит.

Анализ рисунка — это очень субъективная методика, которая говорит о сиюминутном настроении ребёнка. Может он сейчас устал и поэтому рисунок именно такой. Или он поссорился с другом, поэтому рисует злость и обиду. Это еще не значит, что эти чувства его сопровождают длительное время.

И обязательно беседуйте с ребенком по его рисунку. Ведь, как известно, смотря на одну и ту же картину, люди могут увидеть совершенно разные вещи. Поэтому не придумывайте сами, а лучше спросите у ребенка, почему он нарисовал именно так?

Параметры анализа детского рисунка

Общий сюжет рисунка. Завершенность

Рисунок нарисован достаточно схематично или развернуто? Если рисунок схематичен, то это может говорить о закрытости ребенка, консервативности, может — страхов перемен. Или о том, что у него просто не было настроения рисовать.

Или он просто был не в настроении рисовать, если это было по заданию взрослого. Или он пока не умеет по-другому. Дети в возрасте 3-4 лет рисуют образ человека достаточно схематично. Попробуйте попросить его сделать рисунок в другое время.

Чем более рисунок необычен, тем более он свидетельствует о развитой фантазии и богатом воображении малыша. Но все хорошо в меру. Постоянные абстрактные рисунки, не имеющие никакой связи с реальностью, могут говорить о трудностях в реальной жизни ребенка. Рисуя своих выдуманных друзей и необычные миры, малыш может таким образом прятаться в своем воображаемом мире.

Расположение на листе бумаги

Этот показатель обычно связывают с самооценкой и со взглядами на перспективу будущего (пессимисты, оптимисты). Если основное изображение находится в центре листа, то это может говорить о комфортном мироощущении ребенка, он находит баланс внутри себя, нет излишних тревог, он чувствует себя в безопасности.

А вот если рисунок изображен в центре листа, но такого большого размера, что занимает практически весь листок, то это может говорить о повышенной самооценке, иногда даже об эгоцентризме. Ребенок чувствует себя в центре, но ему этого мало и он хочет занять все пространство.

Если сюжет нарисован преимущественно в верхней части листа, то многие психологи это могут интерпретировать как желание доминировать, управлять, контролировать. Также это свойственно людям, пытающимся уйти от реальности (ну очень уж высоко от земли). Так рисуют мечтатели.

Соответственно, рисунок расположенный внизу листа, может говорить о низкой самооценке. Малыш может чувствовать себя неуверенно, тревожно, очень зависимо от других.

Проводя психологический анализ рисунка, обратите внимание и на сторону листа, где расположено изображение. Рисунок справа и слева может говорить о том, что сейчас больше интересно ребенку – прошлое (левая сторона листка) или будущее (правая сторона).

Обычно рисунок в левой части полотна изображают интроверты, которые видят много хорошего в прошлом, а будущего остерегаются. У них обычно очень хорошо развита эмоциональная сфера.

В правой части листа располагают свой рисунок люди активные, напористые, целеустремленные. Скорее их интеллект преобладает над эмоциями.

Общее настроение рисунка

Здесь важно постараться как можно объективнее оценить настроение, которое передает рисунок. К примеру изображение веселого чертика может говорить не о страхах и тревогах, а о хорошем приподнятом настроении, желании попроказничать. А вот грустное солнышко будет свидетельством наличия грусти, обиды.

Спокойный сюжет — деревья, море, лес, добрые животные — может говорить об умиротворенном состоянии рисующего. Зубастая пасть акулы, чудовища, ураган, будут свидетельством внутренних переживаний ребенка.

Важно! Если у вас появились сомнения по поводу настроения рисунка, лучше спросите у самого ребенка. «Скажи, а что ты здесь нарисовал? Это веселый зверь или грустный?»

Анализ линий

Как ребенок рисует? Плавно и медленно, или быстро и хаотично? Линии закругленные, волнистые, или остроугольные и обрывные? Этот параметр детского рисунка обычно в психологии связывают с состоянием нервной системы: слабая и инертная или активная и динамичная.

Очень яркие, уверенные линии говорят об уверенности ребенка в своих силах. Если линии прерывистые, нечеткие, то это может говорить об усталости, слабости, астеническом состоянии малыша. Если ребенок часто зачеркивает, подчеркивает, заштриховывает, то это обычно свидетельствуют о тревогах и страхах.

Также здесь обратите свое внимание на нажим карандаша. Сильный нажим характеризует людей активных, бодрых, уверенных в своих силах. Слабый нажим говорит о робости, неуверенности, усталости как физической, так и эмоциональной.

Если нажим меняется, то сильнее, то слабее, то это может сказать об импульсивности. Если рисунок нарисован со средней силой, а какая-то определенная часть выделяется более сильным нажимом или подчеркиванием, или штриховкой, то это говорит, что именно в этой части изображения находится то, что больше всего волнует ребенка.

Как пример: изображена фигура женщины-учителя, а вот рот у нее сильно заштрихован. Ребенок говорит: "Это у нее такая яркая помада". А взрослый, посмотрев на этот рисунок, может задуматься о том, что речевая коммуникация с этим взрослым у ребенка нарушена. Либо учительница повышает голос, либо каким-то другим образом (вешает на него ярлыки, обзывает) она своей речью вселяет в ребенка тревогу и неуверенность: «Петров, лентяй, давай к доске!».

Преобладающий цвет рисунка

Делать психологический анализ детского рисунка по цвету можно только в том случае, если ребенку предоставили выбор разноцветных карандашей. А то бывает так, что перед ребенком лежал один простой карандаш, он и нарисовал им рисунок и несет его маме. А она сразу переживает: «Тут один черный! Срочно к психологу!».

Важно! Не пугайтесь, если ребенок нарисовал картину только черным или любым темным карандашом.

  1. Маленькие дети часто выбирают черный, потому что он контрастный и лучше смотрится на белом листе бумаги;
  2. Может у него не было рядом другого карандаша;
  3. А может это просто у него сейчас любимый цвет, который ассоциируется у него с чем-то хорошим. Может он любит разглядывать черное звездное небо.

Более подробно на эту тему вы можете прочитать в статье «Почему ребенок рисует черным цветом»

Преобладание светлых и постельных тонов чаще сообщает о хорошем расположении духа, о приподнятом настроении. Если на изображении преобладают темные тона, особенно в совокупности с сильным нажимом и штриховкой, то это может говорить о тревогах и страхах малыша.

Существует и характеристика каждого цвета, которую я сейчас опишу. Но, помните: интерпретировать только по общепринятым характеристикам не надо! Всегда лучше уточнить - как этот цвет воспринимает именно Ваш ребенок: "Скажи, а этот черный похож на что?", «А этот красный у тебя с чем ассоциируется?».

Также стоит помнить, что даже в разных культурах цвета интерпретируются по-разному. Общепринято, что белый – это признак чистоты и свободы. А вот в Китае белый цвет – траурный.

анализ детского рисунка

Красный цвет – цвет активности и энергии. Но в рисунках часто он может изображать агрессию и напряжение.

Синий цвет – цвет спокойствия и гармонии.

Желтый цвет – цвет солнечной энергии и тепла. Может говорить об открытости, активности, любознательности.

Отдельные характерные элементы рисунка

Изображение рук, а если изображено животное - то лап обычно характеризует коммуникативную сферу. А их отсутствие может говорить о наличии трудностей с установлением коммуникаций. Или руки изображены схематично, а сами ладони спрятаны за спиной - это также может говорить о робости, неуверенности в установлении контакта с другими.

Уши сигнализируют нам о том что ребенок слушает и слышит или наоборот — не слышит и не воспринимает новую информацию.

Иголки, рога – признаки агрессивной защиты. Задумайтесь, от чего ребенок вынужден так защищаться?

Глаза тоже о многом могут сказать. Пустые глаза (без изображения зрачков) могут говорить о внутренней пустоте. Ребенок нарисовал схематичные глаза в виде точек или черточек? Как вариант — он запрещает себе проявлять чувства. Это иногда можно трактовать так: никто не должен видеть, что происходит у меня внутри. Если на глазах темные очки или глаза заштрихованы, то это говорит о страхах, желании не видеть реальность.

Если нарисован забор — ребенок хочет от чего-то отгородиться. Спросите: «А от чего помогает закрыться этот забор?» - ребенок Вам все расскажет.

Солнце, звезды, небо, облака — говорят о мечтательности ребенка.

Трава, дома, деревья - говорят о его желании к стабильности и порядку.

Очень важно при анализе рисунка учитывать возраст ребенка! Так, до 4-х лет, как я уже написала выше, можно говорить только о моторной готовности ручки малыша к письму и рисованию. С 4-5 лет можно уже посмотреть восприятие ребенком картины семьи, узнать какие темы вызывают у него тревогу и волнение, страхи.

А выявление каких-то личностных особенностей характера, можно анализировать с помощью рисунка лет с семи.

Вы также можете ознакомиться с подробным описание методики психологического анализа рисунка на примере статьи «Тест Рисунок семьи».

Думаю, что не удивлю, если скажу - детские рисунки зависят и от пола ребенка. Девочки в дошкольном и младшем школьном возрасте начинают себя идентифицировать с женским полом и очень любят рисовать бабочек, принцесс, цветочки и т.д.

Мальчики же в этом возрасте часто рисуют роботов, машины, оружие, воинов, сражения какие-нибудь. Так они внутренне готовятся стать мужчинами. Ищут в окружении и познают мужественные характеристики — сила, смелость, отвага. Это видно по рисункам.

В качестве заключения

Если вы решили провести анализ рисунка своего малыша, пожалуйста, помните о том, что не нужно делать поспешных выводов. Рисунки лучше всего смотреть в динамике! Если видите, что определенные элементы все время сохраняются, значит они действительно имеет важное значение для ребенка.

А если он сегодня нарисовал папу на расстоянии, а через пару дней нарисовал всех держась за руки, то это значит, что первый рисунок был очень ситуативным - папа в тот момент был на работе (что на самом деле далековато), а ребенок его ждал дома. И не стоит делать поспешных выводов о «прохладных» отношениях с отцом.

Каждый родитель мечтает иметь возможность заглянуть во внутренний мир своего ребенка, в его мысли, чувства, переживания. Иногда ребенок не может все рассказать. А рисунок — это отличный способ узнать его сокровенные мысли.

Можно оценить самооценку ребенка, его страхи. С помощью рисунка эти страхи можно и проработать. Проанализировав рисунок, можно понять как он видит свою семью, свое место в коллективе и многое, многое другое.

Посмотрите видео «Психологический анализ детского рисунка. Методика проведения самостоятельного анализа по шагам»:

Напишите, пожалуйста, в комментариях, а что было бы интересно узнать именно Вам? Может было бы интересно прочитать статью на какую-то конкретную диагностическую методику, которую можно легко родителям провести дома самостоятельно?

Подпишитесь на обновления блога и тогда точно не пропустите новые интересные статьи. И не забудьте поделиться полученными знаниями с друзьями в соцсетях!

Автор: психолог Валентина Данилова


Комментариев: 49
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(3 голоса, в среднем: 3.7 из 5)
Понравилась статья? Добавь в закладки через CTRL+D!
Комментариев: 49
  • Viktoria
    Автор

    Светлана, у нас не так давно была «забавная» ситуация. В рабочую тетрадь мой сын вклеил стихотворение, которое изучали в классе. На листке был также компьютерный рисунок с изображением мамы и двух деток. А сама поэзия называлась «Как я люблю мою маму». Открываю я тетрадь и чуть в обморок не упала: у мамы нарисованы рога, хвост и подпись около нее «Дьявол», вокруг детей надписи «кровь, кровь, кровь» и у всех троих заштрихованы глаза — всё это выполнено красным карандашом. Сын смотрит в пол и говорит, что это сделал не он, а сосед по парте. Муж, после возвращения с работы, решил вопрос быстро, он попросил сына написать те же слова и мы оба увидели, что мальчик говорит правду. Но я долго приходила в себя и решала если стоит нести рисунок учителю. Супруг настоял, что не нужно, мол это мальчишки, могло быть просто дурачество, на столе мог лежать карандаш одного цвета (как написано в статье).

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Виктория, я считаю, что Вы можете рассказать об этой ситуации родителям того мальчика.

      Но тут палка о двух концах: родители могут Вас просто не понять и примут Вашу заботу, как «наезд» на их семью.

      Но с другой стороны не сказать ничего — это тоже не верно.

      Лучше всего поговорить с учителем — она должна отнестись к этой ситуации не предвзято и уже со своей стороны решить — что делать дальше.

      • Татьяна
        Автор

        Я бы посоветовала тоже отнести этот рисунок учителю. А вдруг у этого ребенка действительно проблемы. Хороший учитель понаблюдает за ребенком, задаст наводящие вопросы о семье и если обнаружит проблему, тогда побеседует с родителями. На основании одного рисунка сложно судить о ребенке, но если он рисует такое, то проблемы все равно есть. Дурачатся просто маляками, а тут все-таки серьезные вещи.

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Да, я тоже поразилась.

          Вроде и дети еще не большие.

          Мой сын даже слова такого не знает, а этот мальчик изобразил всех конкретно, да еще и подписал...

      • Viktoria
        Автор

        Светлана, у нас здесь совсем другая система общения с учителями. Чтобы поговорить с педагогом французского лицея нужно записаться на прием, то есть это официальное посещение. Я уже столкнулась с тем, что учитель просто несет информацию психологу (даже после разговора по душам), та в свою очередь записывает в журнал ребенка и вызывает родителей в кабинет директора. Поэтому, зная всё это, так долго думала идти или нет. Если было простое хулиганство в виде рисунка, то я больше навредила бы мальчику, чем помогла.

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Виктория, тогда — да. Сложно говорить в этой ситуации.

          Но если такое будет повторяться в любой похожей форме — думаю, что это уже сигнал задуматься.

      • Нина
        Автор

        Я бы тоже отнесла это учителю. А вот родителям звонить и рассказывать не стала. Бывали у меня ситуации, когда прямым текстом посылали и велели следить за своим ребенком.

  • Irina
    Автор

    Через рисунок ребёнок проявляет все свои чувства и переживания, и взрослому нужно проявить лишь побольше внимания, чтобы прочитать «между строк».

    • Нина
      Автор

      И некоторых родителей на это нет времени и они слабо верят в такие «предсказания».

  • Светлана Барабаш
    Автор

    У нас тоже была очень интересная и веселая ситуация, кода дочка нарисовала маму, себя и сестру, а папу нет. Я спросила, а где потерялся папа? Дочка сказала, что он ведь на работе. Когда он вернется, я его дорисую)). Анализируя детские рисунки стоит обязательно говорить с ребенком о нарисованной картине, чтобы понять ее настоящее значение :idea:

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Светлана, верно. Нельзя просто взять детский рисунок и делать по нему выводы.

      Обязательно нужно послушать ребенка — что он нарисовал, что имел в виду.

  • Татьяна
    Автор

    В первом классе во многих школах психологи просят деток нарисовать семью, любимый предмет, фигуру, а потом на основании этих рисунков делают выводы о ребенке. Но у ребенка в этот день, возможно, что-то не сложилось в школе и он нарисовал все в темных тонах. Психолог не будет разбираться, что произошло, просто напишет свой анализ, который потом могут прочитать на родительском собрании. Так было у моей дочки в классе. А мальчик, как оказалось потом, был замечательный, он честно нарисовал свое настроение в тот день.Так что правильно сказано в статье: все познается в динамике.

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Татьяна, даже не знала, что в школах проводят такой тест...

      У меня с двумя старшими такого не было.

      Посмотрим — что с младшим будет.

      • Светлана Барабаш
        Автор

        мы в прошлом году поступая в первый класс проходили в школе такое тестирование. Детки рисовали, а потом психолог разговаривала с родителями и рассказывала, что говорят детские рисунки.

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Вот это, считаю, правильный подход)

  • Наталья Мурга
    Автор

    Через рисунок ребенок, действительно, выливает на бумагу свое внутреннее состояние. Да, наверное, и взрослый человек делал бы точно так же. Рисунки могут говорить и о желаниях детей. мой сын маленький все время рисовал море, и мы понимали, что он хочет на море, а мечты должны сбываться.

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Наталья, а мой сын постоянно рисует космос и «черную дыру»)))

      Он хочет узнать ее тайны)

      • Нина
        Автор

        Да, Светлана, с морем гораздо все легче и проще))). А вот с космосом вам не повезло)). В планетарий отведите ребенка, может хоть это как то его отвлечет.

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Да, уже думали на эту тему)

  • Татьяна
    Автор

    Мои дети вообще не рисуют. И если попросить, то они быстро накалякают схематично. Мне бы хотелось их протестировать, но по таким рисункам вряд ли что-то можно узнать о переживании ребенка

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Татьяна, даже по схематичному рисунку можно просмотреть хотя бы расположение членов семьи — кто к кому ближе стоит.

      Обратить внимание на нажим карандаша и цвет.

    • Светлана Барабаш
      Автор

      Татьяна, наша меньшая дочка тоже редко рисует. Ей 5 лет. А если попросить что-то изобразить, то у нее стандартная заготовка — колобок на пеньке :smile:

  • Ольга Орлова
    Автор

    Моя рисует всё, гуашь не успеваю покупать. В последнее время кошечек больших рисует, понравилось наверное. Семью часто рисует, себя обязательно на каблуках и с причёской.

    • Татьяна
      Автор

      Ольга, Вашей дочери нравятся красивые женщины и она себя видит в будущем тоже ухоженной, возможно, моделью. Я думаю, что это совсем неплохо, когда маленькая девочка обращает внимание на внешность.

      • Нина
        Автор

        Мальчики тоже должны смотреть за внешностью. Я не говорю, что они должны носить каблуки))) просто достаточно быть опрятным.

  • Валерий
    Автор

    Ходили как-то с дочкой к психологу, попросила нарисовать рисунок, я и не знал, что по рисунку можно узнать столько о ребенке! :twisted:

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Валерий, да, это интересная методика — анализ детского рисунка.

      Мой тоже скоро идет рисовать к психологу. Даже интересно — что там у него получится)

      • Татьяна
        Автор

        Некоторые родители готовят ребенка к такому походу: учат, что рисовать. Светлана, а Вы беседовали с Максом о рисунках у психолога?

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Татьяна, нет, психолог у нас 21 апреля. Макс об этом ничего не знает. Мне самой интересно узнать — что он там нарисует. Дома я с ним такой тест еще не проводила.

  • Ольга Шергина
    Автор

    Светочка, спасибо за такую интересную статью. Сегодня же проанализирую рисунки своих детей, чтобы лучше их понимать! :twisted:

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Оля, привет))

      Да, посмотри — это очень интересно и познавательно)

  • Елена
    Автор

    Какие интересные выводы. Обязательно сделаю aнaлиз дeтcкoгo pиcункa. Может, это поможет мне лучше его понимать?

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Елена, обязательно поможет!

      Кроме того, психологи рекомендуют проводить такой анализ рисунка с некоторой периодичностью, чтобы вовремя заметить то, что волнует ребенка.

      • Екатерина
        Автор

        Попробую тоже у сынули выведать его тайны по рисунку. Методика мне очень понравилась.

    • Нина
      Автор

      Не стоит с каждым рисунком приставать к ребенку и просить его рассказать что и как. Достаточно это делать раз в месяц, по крайней мере так рекомендуют психологи. У них вообще интересные методики.

  • Нина
    Автор

    Я всегда это делала и с сыном с дочерью сейчас. Даже каляки-маляки могут сказать о многом. Меня психолог научил анализировать рисунки довольно таки хорошо. За что ей огромное спасибо.

    • Екатерина
      Автор

      В этой статье всё разъяснено очень хорошо. Можно справиться и без психолога и узнать «что у ребёнка на душе».

      • Нина
        Автор

        Когда сыну моему было 2 года, тогда не было интернетов и подобных гаджетов. Ходили с мотороллами))

  • Илона
    Автор

    Все это бред.у вас есть психологическое образование и практика?

    Или накачав информации ,вы теперь считается специалистом?

    Любой проф психолог интерпретирует рисунок так,как надо в первую очередь психологу и его задаче!

    Так что перестаньте верить в психологию,верьте своему ребенку

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Илона, эту статью написала детский практикующий психолог, если Вы не заметили.

      У Вас есть психологическое образование и практика? Вы можете оспорить статью? Вы можете добавить что-то умное по теме?

      Или Ваша цель — ходить по моему блогу и троллить в комментариях?

      • Илона
        Автор

        Светлана,я рада ,что вы наконец-то осмелились опубликовать мой коммент)А то все удаляете!вас никто не троллит!бывает так,что окружающие не согласны с вашим блогом и высказываются-ужас,правда?

        И кстати,да,это мое личное мнение практикующего психолога)

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Илона, все Ваши комменты опубликованы, все до одного. Каждый человек на моем блоге имеет право высказать свое мнение.

          Почему Вы решили, что я «наконец-то осмелилась»? Окружающие могут быть с чем-то не согласны, но при этом они высказывают свое мнение в тактичной цивилизованной форме, а не в том виде, как делаете это Вы — практикующий психолог. Мне просто странно такое агрессивное поведение.

          Понижение рейтинга статьи, слова «Все это бред» и им подобные. Еще раз повторюсь: это как минимум странно и наводит на определенные мысли...

        • Нина
          Автор

          А я бы и не одобряла. нечего маразматикам делать на нормальном сайте. :twisted:

          • Светлана Белошенко
            Автор

            Маразматик успокоился)) и больше не пишет свои опусы))

            Всякие люди существуют...

      • Нина
        Автор

        Светлана, у меня тоже такие чудики бывали))) Какая нибудь обиженная Машка и Катька с прошлого, решила немного позлить)))

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Я подозреваю — кто это. Хватило ума под другим именем спрятаться))

          • Нина
            Автор

            Но хоть на что то хватило ума. Мне так один блогер писал, обиделся за критику. Но я вычислила по айпи адресу)))

            • Светлана Белошенко
              Автор

              Эта тролль вообще не имеет отношения к блогингу)

              Зато поведенческие очень улучшила)) Тоже в плюс)

    • Нина
      Автор

      А что именно бред? Бред то, что психолог делает так как надо в первую очередь ему, вот это точно бредятина.

Оставить комментарий:

:|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::o:mrgreen::lol::idea::grin::evil::cool::???: