Блог Светланы Белошенко
Как быть мамой троих детей и при этом оставаться красивой, любимой женой, не превратившись в тётку
Рубрики блога

Как научить ребёнка играть самостоятельно в 1, 2, 3, 4 года

Всем привет, мои читатели! Знаете ли вы — как научить ребенка играть самостоятельно? Вот я на днях задумалась: почему одни дети играют часами, а другие только смотрят телевизор? Почему одни всегда заняты чем-то интересным, что-то придумывают в своих играх, а другие постоянно ноют, что им скучно, чтоб с ними поиграли?

Как научить ребенка играть самостоятельно

Вы, наверное, тоже замечали такую разницу в поведении малышей. Кстати, эта разница хорошо видна на детской площадке. Я сейчас говорю про детей от 3 лет и старше. Понятное дело, что с младенцев и спрос никакой — на то они и младенцы, чтобы их развлекали.

Но ведь откуда-то берутся эти самые «выдумщики» и «нытики»… Наверное, всё закладывается как раз в младенчестве.

Всё идёт из раннего детства

Представьте себе: лежит пупс в коляске, сосёт соску. Ясное дело, что просто так ему лежать очень скоро надоест. Он начнет хныкать, выплюнет соску. Что сделает его мамочка? Здесь несколько вариантов:

  • Попытается засунуть эту пустышку обратно (лежи тихо, а лучше спи)
  • Попробует сунуть ему бутылочку с молоком, чтоб не хныкал (наверное, он голодный)
  • Поменяет ему подгузник (наверное, ему не комфортно)
  • Начнёт трясти перед носом погремушкой (а младенчик, между прочим, уже сто раз видел эту погремушку)

Но ребёнок продолжает свое нытье, набирая обороты и повышая громкость. И вот тут ещё два варианта развития событий:

  1. Ребёнка трясут в коляске, чтоб он успокоился и заснул или качают на руках, чтоб он всё так же успокоился и заснул
  2. Ребёнка берут на руки и показывают ему окружающий мир

Как научить ребенка играть самостоятельно? Развивайте у ребенка наблюдательность и воображение

Если малыш сыт, сух и не хочет спать, он обязательно впечатлится увиденным. Столько интересного и неизведанного открывается его взору!

А ведь можно ещё и рассказывать попутно о том, что он видит вокруг: вон побежала кошка. Куда она побежала? В соседний подвал. Будет там ловить мышей. А может, она хочет спрятаться вон от той собаки? Конечно, смотри — собака бросилась ей вслед! Какая проворная кошка, убежала от собаки)

Или: смотри, как много ягод на рябине! Ты знаешь, когда придут холода, птицам будет нечего есть, все зернышки на земле засыплет снегом. А тут — такой подарок! Птички будут очень рады — не останутся голодными.

Как научить ребёнка играть самостоятельноУ малыша с самого раннего возраста нужно развивать воображение, наблюдательность, поддерживать его интерес ко всему новому.

Если он хочет измерить глубину лужи — не мешайте ему, главное оденьте соответственно, чтобы не беспокоиться о промокших ногах.

Если хочет узнать, каков снег на ощупь — ну пусть попробует, потом в рукавичках руки быстро согреются.

Часто приходится наблюдать такую картину: ребенок встал на коленки в песочнице и роет ямку прямо ладошками.

Тут же к нему подлетает его мама и сверху кричит: «Встань сейчас же с колен! Кому говорю! Возьми лопатку, не трогай песок руками!»

В чём проблема? У мамы нет дома кусочка мыла (стиральной машинки), чтобы постирать ребёнкины штаны?

Или ей абсолютно нечем помыть (протереть) малышу руки после игры? Не думаю.

И мыло есть, и вода в бутылочке для питья (влажные салфетки) тоже имеются. А малыш, между прочим, играл в скоростной поезд, которому надо было проехать по узкому туннелю. Мама же расценила эту игру, как копание в грязи.

И вот сидит этот ребёнок на краю песочницы на подстеленном под попу целлофановом пакете, держит в руках лопатку и с завистью смотрит на моего сына, который тут же рядом копается, как ему заблагорассудится — и руками, и ногами, и только на голову ещё не встаёт.

Я считаю, что в играх (тем более на улице) детям нужно давать полную свободу действий. Быть рядом, но не дергать каждую минуту, не оговаривать. Не заставлять играть по своему шаблону: «Вот я тебе показала, как надо лепить куличики — вот так и делай. По другому использовать формочки нельзя!»

Какие игрушки были у меня

Вообще, в нашем детстве были проблемы с игрушками. Тем более с игрушками развивающими — даже понятия такого не было. Взял палку — вот тебе удочка, посох, бита, ружьё. А если кто-то выносил с собой мяч — игры могли продолжаться до самой ночи: одна игра сменяла другую.

У меня лично имелись две куклы, пластмассовый кот, пластмассовый пёс-бульдог, набор кукольной посудки, кукольная мебель из картонных коробок, кубики с буквами, мозаика, конструктор «Полёт» и мяч. Каждую свою игрушку я помню до сих пор.

Куклы хорошие, с «настоящими» волосами — Юля и Наташа. У Юли длинные волосы, у Наташи — короткие. Мама шила на них одежду и даже сапожки из твида. Шила постельное белье в картонные кроватки.

Кот белый с зелеными глазами. Как я с ним играла — не помню. Помню только, что поставить его на лапки было не возможно — они постоянно разъезжались в стороны (были на резинках).

А вот пёс-бульдог рыжего цвета у меня был цирковым артистом. Его лапы ввинчивались в туловище, и благодаря этому он мог стоять на трёх лапах, подняв одну в сторону. А если постараться и уравновесить его, то можно было поставить даже на задние лапки!

кубикиПомню тот день, когда мама купила мне в «Детском мире» деревянные кубики. Мне было 5 лет.

Таких кубиков сейчас не найти. На каждой стороне выжжена буква и рисунок к ней. А сам кубик покрыт лаком для древесины.

Что только я не делала с этими кубиками! Как только не играла!

Кстати, эти раритетные кубики пережили меня, моего брата, мою старшую дочь, среднего сына, а теперь и маленький с удовольствием с ними играет.

Я и сама люблю играть в них — как будто в детство возвращаешься).

Какие игрушки запомнят теперешние дети? Есть ли у них любимые игрушки?

Даже не знаю… Дочь ещё помнит какие-то свои игрухи (у неё их было не много), а вот сын уже ничего не может припомнить…

Мне кажется, современные родители покупают и покупают своим детям новые игрушки не потому, что у тех чего-то не хватает, а потому, что у самих родителей в их детстве не было такого многообразия. Часто приходится видеть, как молодой папа выходит на прогулку с карапузом и гордо достаёт дорогую модель автомобиля на пульте.

А как он играет! Он забывает обо всём. Он забыл, что он — папа, что он вышел гулять с ребёнком. Как горят его глаза! Как он управляет этой машинкой!

А приходилось ли Вам видеть двух пап с радиоупраляемыми игрушками? Я видела. Их детишки просто ковырялись палочками в земле, им не так интересны машинки, им интересней возиться с грязью.

Как научить ребёнка играть самостоятельноТак вот. К чему я это всё? Давайте детям свободу. Не загоняйте их в рамки. Хочет формочкой черпать воду из лужи — пусть черпает.

Хочет ехать с горки вниз головой — пусть едет (только ловите на выходе).

Хочет залезть на забор и кричать оттуда Ку-ка-ре-ку? Да пусть лезет — лезьте вместе с ним, подстрахуете, если что.

Такой философии я достигла только с появлением третьего ребёнка. Старших воспитывала «согласно рамкам».

В итоге — выросли немного зашоренными, с оглядкой на окружающих и чужое мнение.

Может, это и не плохо, с одной стороны, но иногда случается перебор.

Помню, до пяти лет сын совершенно был не способен занять себя чем-либо. Приходилось с ним сидеть и играть.

Покажу, как играть — сидит, повторяет. Не покажу — скучает. Или смотрит телевизор.

А младший с малолетства (уже где-то с года) мог самостоятельно играть. У меня было время постирать-прибрать-приготовить. Не было ощущения «постоянной привязанности» к ребёнку. Мне это казалось таким удивительным! Как это малыш не дергает меня, а занимается самостоятельно?

В какие игры играет мой трёхлетка

лего дуплоСамая любимая игра — конструктор Лего-дупло. Это бесспорный фаворит. Он может играть с ним без преувеличения час-полтора.

Строит какие-то дома, гараж для машин, больницу для динозавров, летающую машину-вертолет, сотовый телефон усовершенствованной модели, указатели дорожных знаков — на всё хватает фантазии.

Второе место занимает железная дорога. Есть деревянная из Икеи и обычная пластмассовая из Детского мира. Обе в почёте.

Очень интересно получается прокладывать рельсы, разводить стрелки, строить туннели и мосты.

А ещё нравится устраивать крушение поездов (ну, это дети, видимо, сейчас такие, реалистичные).

Прятки. Вот где полёт фантазии! Оказывается, в обычной квартире полно мест, куда ребёнок может спрятаться. У младшего с каждым разом всё лучше и лучше получается. И даже не сразу получается его найти. Заодно и счёт изучил.

Строительство домика. Единственное занятие, которое я до сих пор ещё не научилась воспринимать спокойно. В ход идёт абсолютно всё: одеяла, подушки, полотенца, ящики из-под игрушек, всевозможные коробки. Зато с каждым разом домик у ребёнка получается всё уютнее и красивее)

Магазин. Опять же — перевернутые ящики, коробки — это прилавки, которые застилаются полотенцами. На прилавки выставляется абсолютно всё, что сын может достать сам: банки с заготовками, всякие рожки-макароны-вермишели, коробочки с соками, кухонная утварь. Всё это он потом продает за пластмассовые монетки от Лего.

логический тренажерЕщё одна любимка — это книги. Не простые, а на развитие логики.

Называются «Логический тренажёр» издательства Робинс. В них собраны многообразные задания для малышей.

Например, найти по цвету котят рыжего Барсика и серенькой Мурки.

Определить съедобные-несъедобные предметы, найти в ряду последовательность (кто лишний) и т. д.

Сначала мы купили одну книгу, потом вторую. Так как сразу купить несколько — дороговато. А через некоторое время приобрели и остальные из этой серии. Теперь у нас полный набор).

Нашла специально для вас ссылки на эти книги, чтоб вам было проще их приобрести:

  1. Обучающий тренажер «Азбука. Букварь»
  2. Обучающий тренажер «Логика»
  3. Обучающий тренажер «Формы и цвета»
  4. Обучающий тренажер «Учимся считать».

Как научить ребенка играть самостоятельноМасса для лепки. Тут вообще без комментариев. Сами понимаете — слепить можно что угодно и как угодно.

Да ещё и цвета можно смешивать. А ещё есть к этому пластилину специальная машина Play Doh - малыш занимается часами.

Попробуйте — Вам тоже понравится!

Я сама в этой машине (когда только купили) из всех цветов налепила мусорных баков и бутылок — сорок минут занималась)

Ещё один хит — (это из новенького). Берется самый большой ящик из-под игрушек, ставится на ребро, закрывается одеялом. Внизу подушка — это сидение космонавта. Сбоку какие-то коробки — это ступени корабля, которые потом отваливаются по мере взлёта. А потом ещё надо изобразить из себя землянина на какой-то оранжевой планете.

И вот во все эти игры ребёнок играет абсолютно самостоятельно, за исключением логического тренажёра и пряток. Сам себе придумывает сюжет, развитие игры. Надо ли говорить, что во время прогулок ему вообще никогда не бывает скучно и никогда не хочется идти домой?

Я, честно говоря, до сих пор нахожусь в некотором шоке от того, что сын не требует к себе постоянного внимания и умеет развлекать себя сам. Наверное, предоставление с малолетства свободы сыграло в этом не последнюю роль, я так считаю.

Посмотрите видео доктора Комаровского «Ребёнок и игрушки»:

А как думаете Вы? Поделитесь в комментариях, если Вам есть, что сказать. Надо ли воспитывать у ребенка самостоятельность с пелёнок? Надо ли давать ему свободу действий? Как Вы воспитываете своих детишек?

Подписывайтесь на новые статьи блога — будете знать ещё больше! Делитесь полученными знаниями в соцсетях и не забудьте поучаствовать в конкурсе лучшего комментатора месяца! Победителя ждёт денежный приз!

Комментариев: 32
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(21 голос, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Добавь в закладки через CTRL+D!
Комментариев: 32
  • Gala
    Автор

    Светлана, почитала вашу статью, вы умничка, очень правильно всё рассказали. Мы сами убиваем в детях инициативу и заставляем их оглядываться — правильно ли сделал? а что скажут? а что подумают? Я уже давно, когда сыну было лет 14 -15 поняла, что я его зациклила на правильном поведение и на мнение окружающих, это так мешает в жизни. Я сама взрослый человек уже десяток лет себя убеждаю, что мне всё-равно, что обо мне подумают, что не должна реагировать на какие-то вещи, не следует оправдывать свои поступки и объяснять их. Наверное это частично зависит и от характера человека, но очень сложно любить весь мир, стараться никого не обидеть и быть для всех хорошим. И здорово, когда ребенку даешь правильное воспитание, но при этом он чувствует себя индивидуальностью и личностью не примериваясь к установленным шаблонам. Третьему вашему ребенку повезло!!!

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Gala, да, я жалею, что старших воспитывала несколько по-другому, чем младшего — это сказывается сейчас на их жизни, на их отношении к окружающей действительности… Только с третьим ребенком у меня появилось осознание того, что надо что-то менять. Ведь и нас самих наши мамы воспитывали по тому же шаблону — а что про тебя подумают, а что скажут, а как это будет смотреться в глазах чужих людей…
      Младший сын и правда, очень отличается своим поведением, своим восприятием мира.
      Он уже в три года по любому вопросу имеет свое собственное мнение, которое никогда не поменяет в угоду какому-то чужому мнению.
      Хоть иногда и тяжело с ним (я уже не могу ему сказать что-то в ультимативной форме и в приказном порядке) — зато видно, что растет самодостаточная самостоятельная личность.

      • Ирина
        Автор

        Я Вас понимаю, Светлана. Я со своим в приказном порядке уже давно не разговариваю. Хотя и достаточно послушный он, но всё ему надо сказать позитивно, с улыбкой и обосновать почему нельзя. Повышения голоса на себя просто не выносит) И всегда спросит: а почему собственно нельзя?

      • Игорь
        Автор

        Совершенно с Вами согласен. У ребенка должен быть свой взгляд на вещи, но прислушиваться он должен, не потому что так принято и что скажут, а потому что он уважает мнение старшего. Для него должен быть пример и авторитет старшего, иначе вырастит неуправляемый, невыдержанный человек.

  • Людмила
    Автор

    Светлана, мне очень понравилась ваша статья. Прочитав ее, задумалась, как это важно воспитание в игре. Многое зависит от нас родителей. Я тоже только с третьим ребенком многое осознала с другой стороны. как мне понравились ваши кубики из детства. Мы на уроке технологии с пятиклашками, такие кубики пытаемся сделать. Получаются очень интересные шедевры))) Спасибо, Светлана, за статью!

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Людмила, Вы такая молодец! Такие интересные уроки для своих детишек придумываете)))
      Думаю, ребята надолго запомнят кубики, сделанные своими руками)

  • Оксана Антипенко
    Автор

    Я полностью согласна с автором, что приучать играть нужно! родителям! с пелёнок! «Нет времени, ещё маленький, сам научится» и т. д. — это лишь отговорки ленивых родителей! Я родила малыша, сижу с ребёнком и просто обязана заниматься его развитием и воспитанием! Не хватает фантазии — загляните в интернет! А в будущем будете пожинать плоды: или гордиться, или краснеть! =)

  • Татьяна
    Автор

    У меня сын почти до двух лет играл исключительно один. Часами копался в игрушках, книжки рассматривал — это был рай.:) Потом подрос и стал вовлекать меня в свои игры. Около месяца приходилось подолгу сидеть на полу и играть в машинки. Сидела играла, попробуй, откажись! Заодно изучали цвет, форму, счет и еще много чего.
    Стараюсь поддерживать в нем самостоятельность — оглядка на чужое мнение и нерешительность в жизни очень мешают. Но прочитав статью, поняла — свободы можно давать и побольше. Часто сама не замечаю, как его «дергаю»: не лезь в грязь, вылазь из лужи… Что ж делать, издержки собственного воспитания! Есть, над чем работать.

  • Анна
    Автор

    Мои дети одни играют очень мало. В основном возле меня крутятся. И как-то осознала, что они совершенно не умеют играть. Детей нужно с рождения учить играться. Показывать им как играть в ту или иную игру.
    Ведь дети все повторяют за взрослыми.
    Если взрослые смотрят телевизор и дети будут смотреть. Взрослые убирают в доме, готовят — значит и дети будут. И с играми тоже самое (ИМХО)

    • Ирина
      Автор

      Я иногда так делаю: сажусь с ребёнком играть, показываю какую-то новую игру, сын увлекается, понимает как играть, а я встаю и спокойно на час иду заниматься своими делами.

  • Елена Огородникова
    Автор

    C удовольствием прочитала очередную статью, Светлана! Считаю, что, если ребёнок просит поиграть с ним, нужно обязательно это сделать, даже если Ты занята. В таких случаях я говорю, что сейчас быстро закончу и приду играть! И не дай Бог, обмануть доверие. Со всеми троими старалась играть, иногда буквально несколько минут! А вот со внуком редко могу договориться- он привык к компьютерным играм!

  • Светлана
    Автор

    Все правильно, Светлана. Ведь, самое главное, найти желание и время именно поиграть с ребенком, не приглядеть, поконтролировать, а ПОИГРАТЬ. И ребенок уже от самого этого факта будет на седьмом небе от счастья. А в какие игры поиграть с ребенком ЖЕЛАНИЕ подскажет))).

  • Ирина
    Автор

    Книжки издательства Робинс и правда замечательные, но почему-то книги именно этого издательства очень трудно в Минске достать. Всего пару книг у нас этого издательства, к сожалению.

  • Irina
    Автор

    Светлана, с таким нескрываемым удовольствием прочитала вашу статью! Да Вы просто интиуитивный педагог!
    Кстати, игры Вашего детства заставили меня также вспомнить своё детство, и заново пережить приятные чувства.

    Интересно, ходили ли Вы в детский сад?

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Ирина, еще раз благодарю за комплименты))
      Да, я ходила в детский сад «от звонка до звонка» — моя мама работала и забирала меня последней…
      Еще помню, что после выпуска подготовительной группы мне пришлось ходить в сад с младшей группой все лето — я очень страдала, помню, да…
      И сад я, кажется, не любила. Я была скромной и тихой девочкой и мне вечно не доставалось самых привлекательных игрушек (мозаики, например).
      А в тихий час не могла спать и «добрая» воспитательница разрешала играть тихонько в уголке, а «злая» закрывала в шкаф для раскладушек…
      В общем, незабываемые впечатления о детском саду…

      • Irina
        Автор

        Мне теперь понятно Ваше отношение ко всему что Вы объединяете словом Система))). Да уж о закрываниях детей в шкафах и заклеиваниях ртов лейкооплатырями нет-нет да факты встречаются…((

        А я вот всегда думаю, почему в нашей стране с сильнейшей педагогической традицией такое отвратительное её воплощение в Системе образования?

        Очень многие методики педагогов прошлого прекрасно изучают и воплощают в Японии, например, а в своей стране у нас в ходу «унтеры Пришибеевы»))).

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Ирина, и это еще не все, что делала та мадам (воспитатель). Я уж тут не буду все описывать, но сейчас, в наше время — это подсудное дело.
          К сожалению (на своем примере) дети не рассказывают родителям многое из того, о чем нельзя молчать…

  • Irina
    Автор

    Между прочим, Ваша фраза «Взял палку — вот тебе удочка, посох, бита, ружьё».Я бы ещё добавила — конь, говорит лишь о том, что палка — самая что ни на есть развивающая вещь. Но не игрушка, а «предмет- полуфабрикат».
    К этой же серии относятся камешки, тряпочки, баночки и т. п. мусор в общем понимании непедагогов.)))

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Ага, верно)
      У меня была любимая куколка из носового платочка)
      А сейчас, когда ребенку что-то показываешь из «полуфабрикатов» — восторгу нет предела!

      • Irina
        Автор

        А сегодня Вы можете воспитателя детского сада поставить в тупик, если её спросить: «А где у Вас в группе ящик с „предметами-полуфабрикатами“?»))) (а таковой обязательно должен быть).)))

        • Светлана Белошенко
          Автор

          Интересная мысль))
          Надо попробовать.

  • Irina
    Автор

    «Ребёнка берут на руки и показывают ему окружающий мир» — ну просто в десятку!

    А ещё — не все родители сегодня знают, как прогулку с ребёнком правильно (читай — полезно для детского развития провести)…

    • Светлана Белошенко
      Автор

      А потом удивляются- чего это мой ребенок не такой развитый, как некоторые другие)))

      • Irina
        Автор

        Это да. Смотрят сегодня «Лучше всех!» и удивляются.
        Прочитали бы лучше «Маленькая книжка о большой памяти» А.Р.Лурия, или «Гутаперчевый мальчик «А.Григоровича.))

  • Irina
    Автор

    «Я считаю, что в играх (тем более на улице) детям нужно давать полную свободу действий». — это не просто верно, а я бы добавила: игра — ОСНОВНОЕ средство для развития самостоятельности!

  • Irina
    Автор

    Всё! Я тут заканчиваю комментировать, иначе, мои комментарии будут идти на грани занудства. Но я так восхищена статьёй, впервые такую встречаю, что не могла остановиться. :razz:

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Ирина, благодарю за оценку моей статьи.
      Она написана на одном дыхании — изнутри, так сказать)))
      Все, что «наболело».

      • Irina
        Автор

        Правильно! Раньше мы были играющими детьми, а сегодня детей уже НУЖНО учить играть.

        Кстати, я сама в садик не ходила, поэтому в своей дворовой компании мы довели игру до высшего пилотажа.)

  • Irina
    Автор

    Светлана, хочу спросить Вашего разрешения использовать эту Вашу статью для «разбора» на своём сайте. Кстати, все комментарии к статье очень интересные, их тоже хочется «использовать».

    • Светлана Белошенко
      Автор

      Ирина, пожалуйста, используйте)

      • Irina
        Автор

        Спасибо. Я Вам ответила на почту.

  • Ольга
    Автор

    племянница привыкла смотреть телевизор и теперь ее практически не отвлечь от этого неполезного занятия.

Оставить комментарий:

:|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::o:mrgreen::lol::idea::grin::evil::cool::???:

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности