Блог Светланы Белошенко
Как быть мамой троих детей и при этом оставаться красивой, любимой женой, не превратившись в тётку
Рубрики блога

Кризис первого года жизни ребенка: время открытий

Всем привет! Сегодня порассуждаем на такую тему — кризис первого года жизни ребенка. Каждый возрастной кризис знаменует открытие очередного этапа развития личности ребенка — появляются новые переживания, возникают новые цели в жизни, желание самоутверждения.

кризис первого года жизни ребенка

Самый первый кризис у малыша происходит уже в первый год его жизни. В этот период карапуз переходит из младенчества в раннее детство. Малыш, ещё не умеющий толком даже ходить, может переживать серьёзные психологические нагрузки. И родителям отводится важная задача — помочь ребенку справиться со своими проблемами.

Кризис первого года жизни ребенка: время открытий

Годовалый малыш постепенно осваивает речь, может уже активно передвигаться в пространстве. Все это является причиной возникновения кризиса первого года. кризис первого года жизни ребенкаПоле для деятельности малыша очень сильно увеличивается.

Ещё недавно он не мог дотянуться или доползти до своей любимой игрушки, а сейчас уже быстро ползает по всей квартире и, может быть, даже ходит.

Теперь он гораздо быстрее достигает своей цели. Многие мамы не понаслышке знают, что стоит только отвернуться на минутку, а малышок уже переместился в пространстве и тянется к чему-нибудь.

Очень часто по недосмотру родителей дети получают серьезные ожоги.

А ведь кругом столько интересного! Всё, что встречается на пути маленького исследователя — он видит в первый раз в своей жизни!

Это и замечательный шуршащий наполнитель кошкиного туалета, и чудные железяки в папином шкафчике, и свисающие провода, и многочисленная обувь в коридоре. Только и смотрите, чтобы ваш исследователь не проглотил что-нибудь недозволенное.

А сколько неизведанного таит в себе балкон или лоджия… Ребенку интересно абсолютно все! И это все ему нужно обследовать.

Непонятные запреты

Вполне логично, что на пути своих исследований малыш сталкивается с непонятными для себя запретами взрослых. Именно эти столкновения и приводят к конфликту интересов.

Годовасику не всегда удается объяснить, почему нельзя есть кошачий наполнитель, нельзя трогать эту вазу, почему нельзя тянуть электрические шнуры, нельзя пихать в розетку какие-либо предметы. Малыш не поймет Ваших разъяснений на тему электрического тока или ценности какой-то вещи (для Вас, естественно).

Нужно просто мягко и ненавязчиво переключить внимание ребенка на какой-то другой интересный для него предмет. А по возможности, вообще убрать из его поля зрения любые предметы, если Вы не хотите их давать своему исследователю.

Когда нельзя, но уж очень хочется

В годовалом возрасте слово «Нельзя» играет какую-то магическую роль! Такое впечатление, что «нельзя» для него обозначает призыв к действию.

Иногда малыш воспринимает это слово, как своеобразную игру. Дитенок тянется к чему-либо, а мама улыбается, отстраняя его ручку, говорит «нельзя». Он снова тянется, мама снова улыбается и прерывает его. И так до бесконечности.

Этими своими действиями малышок изучает связь «запрет-последствия», тренирует свою настойчивость, радуется контакту с мамочкой. Но все-таки слово «нельзя» должно обозначать именно «нельзя», а не превращаться в игру.

кризис первого года жизни ребенкаНе надо говорить это магическое слово всякий раз, когда Вас что-либо не устраивает в поведении ребенка. Не нужно им злоупотреблять.

Определите для себя — что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕЛЬЗЯ Вашему ребенку и будьте последовательными в своих требованиях.

Малышок уже знает, что с запретом связано нечто волшебное, неизведанное. Запретный плод сладок, как известно.

Поэтому, чтобы не говорить «нельзя» лишний раз — просто возьмите, например, дорогую вазу и вместе с ребенком рассмотрите её, дайте потрогать в Ваших руках.

Пусть малыш убедится, что ничего особо интересного в ней нет. Она уже исследована и не представляет собой тайны. В следующий раз он уже не будет настаивать на том, чтобы взять эту вазу.

Но есть и опасные вещи для жизни и здоровья детей. В этом случае «нельзя» должно быть сказано таким тоном, чтобы у ребенка не появилось и мысли о том, что это очередная игра. Не должно быть никаких компромиссов — сегодня нельзя, а завтра можно.

Предлагаю всем своим читателям приобрести книгу Ларисы Сурковой «Как здорово с ребенком от 1 до 3 лет: генератор полезных советов».

Самое замечательное, что книгу можно как скачать в электронном виде, так и купить в обычном, бумажном виде с доставкой на дом.

Также важно донести это правило до ВСЕХ членов семьи: папа, бабушка, сестры-братья. Нет ничего хуже в воспитании малышей, чем разный подход к этому домочадцев. Тогда ребенок будет четко знать — куда ходить нельзя, что трогать нельзя ни в коем случае.

Первые слова

В годовалом возрасте малыш уже неплохо понимает для чего нужна речь, как можно с помощью неё общаться с родными людьми. Ребенок пытается делать то же самое, у него появляются в речи первые слова-обозначения. Часто, например, слово КО может обозначать и кошку, и коробку, и молоко.

кризис первого года жизни ребенкаУ ребенка может развиться свой личный язык, понятный только ему или близкому окружению.

Речевой запас годовичка очень незначителен, он не может передать все те чувства, которые охватывают его.

Ребенок пытается что-то сказать, у него не получается, взрослый не понимает его… Малыш злится, расстраивается, плачет. Отсюда возникает очередной конфликт.

Мой малыш как-то в садике на площадке остановился, показал пальцем куда-то вдаль и сказал «Во!». Я перебрала все, что видела: горка, дерево, качели, куст, домик, песочница, дети, машинка?

На все ребенок мотал головой и с упорством повторял «Во!» И тогда я сообразила присесть рядом с ним и проследить взглядом за его пальцем. Оказалось, он увидел свою вторую воспитательницу на дальнем участке и показывал мне на неё! Когда это выяснилось, он был безмерно счастлив, что «объяснил» мне своё «Во!», а я поняла его.

Считаю, что каждый родитель должен обязательно выяснить у ребенка, что тот хотел до Вас донести, чем хотел поделиться. Ведь от этого во многом зависит его уверенность в себе и своих возможностях.

Общение со взрослыми - одно из самых главных приобретений ребенка на втором году жизни. Именно через взрослого малышок узнает об окружающем мире и отношениях между людьми.

Обратите также внимание на замечательную книгу профессора Юлии Гиппенрейтер
«Самая важная книга для родителей».

В нее вошли такие бестселлеры: «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей.

Право на самостоятельность

В 1 год ребенок уже более самостоятелен, чем раньше. Он способен отстаивать свои права! Малыш пытается забрать у Вас из рук ложку, которой Вы кормите его? кризис первого года жизни ребенкаПробует сам одевать штанишки и маечки? Хочет самостоятельно почистить зубы? Не препятствуйте ему в этом.

Ребенок не может сказать, но может многое сделать. Не отнимайте у него веру в себя! И пусть потом вам придется вытирать-мыть за ним за столом, переодевать или переделывать что-то.

Главное, что ребенок понял — он может САМ справиться с задачей. Он может САМ добиться успеха в своих начинаниях.

Не торопите малышка, не нервничайте, не упрекайте — этим Вы способны надолго подавить его самостоятельность, инициативность.

Преодолеть трудности кризиса первого года жизни можно только огромным тактом, терпением и пониманием потребностей своего годовасика.

Желанием помогать ему. И тогда Ваш малыш перейдет на следующий этап своего развития с новыми знаниями, умениями и доверием к своим близким.

В заключении посмотрите видео «Кризис первого года жизни»:

Не забудьте поучаствовать в конкурсе лучшего комментатора месяца! Победителя ждёт денежный приз. Поделитесь также статьей с подругами в соцсетях и подписывайтесь на обновления блога — впереди ещё много интересного.

Загрузка...
Комментариев: 5
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(24 голоса, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Добавь в закладки через CTRL+D!
Комментариев: 5
  • Наталья
    Автор

    Очень важная тема. Дети очень жизнеспособны. Нам не нужно обременять детей излишней заботой. Нам нужно позволить ребёнку быть самостоятельным. Я до сих пор учусь обращаться со своими детьми (у меня 3 девочки). Хорошая статья.

  • Оксана Антипенко
    Автор

    Совершенно точно сказано, про слово НЕЛЬЗЯ! Я тоже стараюсь использовать его только в действительно опасных местах (нельзя лезть к розетке, нельзя брать в рот мелкие предметы и т. д.), а в других случаях просто говорю НЕ НУЖНО. К этому пришлось приучать и мужа. =)

    • Олеся
      Автор

      дети НЕ понимат слов с частицей НЕ. Поэтому их лучше заменять на другие слова без этой частицы. По-началу это достаточно тяжело — находить подходящие слова, но со временем это входит в привычку.

      • Оксана Антипенко
        Автор

        Я об этом слышала, но не применяю в жизни. Всё равно после слов НЕ НУЖНО, я поясняю ситуацию и её последствия, поэтому думаю, что что-нибудь малыш усвоит! =) А вообще мы все выросли со словом НЕЛЬЗЯ и как-то же это усвоили. =) Поэтому не считаю, что это большая проблема. Просто когда хочется сделать акцент на более важном запрете, нужно использовать определённое слово, которое бы отличалось от постоянных мелких запретов. =)

  • Олеся
    Автор

    Да… без кризисов ещё ни одно дитя не выросло…
    Родителям, конечно, тяжело, но надо утешать себя мыслью, что это просто ступень в развитии малыша!
    Отдельное спасибо за книгу Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей». В нашем поселке нет ее, давно искала: smile:

Оставить комментарий:

:|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::o:mrgreen::lol::idea::grin::evil::cool::???:

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности