Блог Светланы Белошенко
Как быть мамой троих детей и при этом оставаться красивой, любимой женой, не превратившись в тётку
Рубрики блога

Психологическая готовность ребенка к школе: рекомендации психолога

Добрый день, дорогие читатели! Предлагаю поговорить о поступлении в школу. Тема эта очень обширна. Сегодня я бы хотела рассказать об одном, на мой взгляд, наиболее важном аспекте — психологическая готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность ребенка к школе

Практически каждая семья знает, что к поступлению в школу ребенок должен уметь читать, считать и писать. Существует огромное количество методик, обучающих детей чтению практически с самого рождения.

Но это, поверьте, не является основой для успешного обучения в школе. Ребенок может считать до ста, но не понимать смысла счета. Или уметь читать, но не хотеть этого делать. Такому ученику будет очень сложно в период адаптации к школе.

Родители таких детей часто приходят на консультацию к психологам, с вопросом: «Что происходит с их ребенком?» Счастливый ходил в детский сад, умеет читать, писать, знает английский, ходит на секции, поступил в первый класс, все было хорошо, но учителя жалуются, что малыш не слушает, не справляется с заданиями, которые с легкостью может сделать дома в спокойной обстановке, не сидит за партой, может даже срываться на одноклассников.

Ответ прост — малыш был перегружен учебной деятельностью и до школы, поэтому сейчас она не вызывает у него интереса, а наоборот — игровая деятельность для него сейчас ведущая.

А может быть другой пример, ребенок не умеет еще читать, знает просто буквы, но зато проявляет интерес к обучению. Адаптация к школе у такого ученика будет намного успешнее.

Психологическая готовность ребенка к школе — что это такое

Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Что это за критерий? И может ли родитель сам проверить по нему готовность своего ребенка к школьному обучению?

Психологическая готовность ребенка к школе — это комплексный критерий, который показывает наличие определенных качеств для более успешного начала обучения малыша в школе.

У нее выделяют несколько компонентов. Вот основные из них:

Психологическая готовность ребенка к школе

Личностно-социальная готовность

Это в психологии называют также -«Внутренней Позицией Школьника». Другими словами — это сформированность тех качеств, которые помогут малышу простроить взаимодействие со сверстниками и учителями. Сюда также входит наличие знаний малыша о том, что такое школа, проявление интереса к позиции ученика.

Подготавливая своего ребенка к поступлению в школу, вы можете рассказать о своих воспоминаниях о школьных годах, о своей первой учительнице, о своих школьных друзьях. Если рассказ будет звучать в положительном ключе, то это поможет снизить тревогу у малыша.

Ведь для него поступление в школу — это совершенно новая ситуация. А знания, что он не единственный, кто сталкивается с такой ситуацией, что его родители тоже когда-то были учениками, поможет малышу немного расслабится и легче принять ситуацию.

Личностно-социальная готовность

Ребенку будет намного проще адаптироваться к школе, если он уже умеет выстраивать взаимодействие со сверстниками. Не боится воспитателей и других взрослых. Умеет контролировать и, по мере возможности, справляться со своими эмоциями, может слушать, не перебивая, делиться игрушками и проявлять интерес к окружающему миру.

Зачастую незрелость в данной сфере бывает у «домашних детей», которые не посещали детский садик. Рекомендации для родителей:

  • Больше ходить с малышом на детские площадки, в гости к сверстникам для получения опыта выстраивания отношений со сверстниками вашим малышом.
  • Дайте ему чуть больше свободы, чтобы он мог сам научиться взаимодействию с другими детьми, договариваться и принимать какие-то решения, в том числе и в конфликтных ситуациях, получить опыт совместных игр.

Интеллектуальная готовность

Навык чтения и счета, это, конечно, здорово, но как мы уже говорили ранее, это не самое главное. Главное — это желание учиться, интерес к самому процессу обучения.

Интеллектуальная готовность к школе

До семи лет малыш усваивает огромный багаж знаний и умений, в детском саду, дома, на детской площадке. Но главное — это уметь работать с таким багажом. Уметь обобщать понятия, классифицировать, составлять причинно-следственные связи, ориентироваться во времени и пространстве.

Диагностируя данную сферу при поступлении в первый класс, педагоги-психологи смотрят на уровень развития памяти, внимания и мышления ребенка. Каждый специалист, конечно, использует свой диагностический материал, различные методики. Вот некоторые из них:

  • Может ли малыш запомнить картинку и уметь рассказать, о том, что было изображено на ней;
  • Из 10 слов уметь повторить 5−6;
  • Уметь находить предметы на картинке или их фрагменты;
  • Составлять целое из частей;
  • Проходить несложные лабиринты;
  • Уметь найти 10 отличий между изображениями.

Особое значение имеет развитие речи. Умение четко излагать свои мысли, понимать смысл прочитанного, уметь составить небольшой рассказ по картинке.

Наличие учебной мотивации

У детей дошкольного возраста ведущая мотивация — игровая. Даже в детских садах и в любых других дошкольных учреждениях специалисты говорят о том, что обучение возможно только через игру.

Наличие учебной мотивации

К 6−7 годам у детей начинает появляться учебная мотивация. Появляется интерес к получению информации через процесс обучения, экспериментов, чтение, а не только посредством игры.

Как родителям проверить наличие учебной мотивации у ребенка?

Если предложить детям поиграть в школу, то малыш с сформированной внутренней позицией школьника выберет роль ученика, ему будет интересен процесс обучения чему-то новому, получение каких-то новых знаний, опыта.

Напротив, малыш который еще пока полностью не созрел для поступления в школу, выберет роль учителя. Ему будет интересен акцент на игры, перемены, красивые атрибуты обучения (указка, ранец, красивые тетради и т. д.).

Можно начать читать сказку или рассказ, в середине остановится и спросить малыша, что он хочет, дослушать до конца или пойти поиграть в любимые игрушки? Ответ вы поймете.

Эмоционально-волевая готовность

До семи лет у детей только созревают структуры головного мозга (лобные отделы), отвечающие за произвольность. Конечно, малышам еще трудно бывает справиться с бурей своих чувств. Но ребенок уже должен знать и понимать такие понятия, как «можно», «надо», «нельзя». Стараться справляться со своими эмоциями и желаниями, доводить начатое дело до конца, даже если оно уже не так интересно.

Ребенок к семи годам уже может понимать и принимать заданные правила. Для этого дошкольники должны быть знакомы с ролевыми играми, т. е. когда игра не хаотична, а каждый игрок выполняет определенную роль, игра структурирована.

Может ли ваш малыш играть, соблюдая правила? Это можно проверить с помощью простой и известной игры «Да/нет не говорить, черного/белого не называть». Играя в эту игру, ребенок должен не просто отвечать на вопросы любыми формулировками, а постоянно удерживать в голове — какие фразы и слова под запретом.

В первом классе обучение строится, по большей части, на выполнении учениками заданий по образцу. Копирование и подражание детьми действия взрослого.

Этот навык лучше всего развивает конструирование. Собрать фигуру из конструктора распределив фигуры в определенном заданном порядке. А так как в первом классе активно начинает использоваться навык письма, то подготовить малыша к школе поможет такая методика, как графический диктант.

графический диктант

графический диктант

Самооценка ребенка — ее роль в адаптации к школе

Самооценка ребенка также играет свою роль в адаптации к школе. Представьте себе, что малыш был единственным и долгожданным в семье, до семи лет не ходил в садик, воспитывался родителями и бабушками, которые души в нем не чаяли, для которых он был единственным солнышком.

Такому ребенку будет очень тяжело в первом классе. Помимо нового режима, учебных и физических нагрузок, он столкнется с резким уменьшением личностного внимания, необходимостью выстраивания отношений со сверстниками, абсолютно новыми взрослыми (учителями) и с новыми правилами взаимодействия.

Психологическая готовность к школьному обучению — это понятие в психологии рассматривается, как определенный уровень развития познавательных процессов, личностных качеств, сформированность учебной мотивации. Нельзя судить о готовности только по одному ее компоненту.

Ознакомьтесь с небольшим отрывком выступления семейного психолога Екатерины Кес на данную тему:

Екатерина предлагает в течение 7-ми дней заказать запись ее семинара ВСЁ, ЧТО ВАМ НУЖНО ЗНАТЬ О ГОТОВНОСТИ ВАШЕГО РЕБЁНКА К ШКОЛЕ со скидкой 60% и получить подарок — запись вебинара «Как общаться с детьми школьного возраста».

Существует мнение, что девочки интеллектуально чуть быстрее созревают, чем мальчики в дошкольном возрасте. А мальчики более скоординированы и лучше развиваются в этот период физически. Но это все только общее мнение. Каждый ребенок имеет право развиваться в своем собственном темпе.

Если ребенок еще «не наигрался», не может справится с удержанием правил, сложно дается процесс обучения. Не торопите малыша. Лучше он пойдет в школу чуть позже. Неготовность малыша может проявится через боязнь школы, нежелание ее посещать, снижение аппетита, тревоги, слезы и страхи.

Адаптация к школе — сложный период не только для самого ребенка, но и для родителей. Многое зависит и от самой школы, от личностных качеств первого учителя. В любом случае, лучше готовиться с ребенком к поступлению в школу заранее. Тогда Ваш малыш с удовольствием пойдет в школу не только первого сентября, но и 2-го, третьего и так далее.)

Психологическая готовность ребенка к школе

Пообщайтесь со своим малышом, узнайте, как он видит процесс обучения в школе? Хочет ли он туда пойти? К чему именно он проявляет свой интерес? Если Вы сами затрудняетесь в вопросе определения готовности вашего ребенка к школе, то вы, как родитель, всегда можете обратиться за консультацией к специалистам.

Расскажите, а Вы уже отдавали своего ребенка в первый класс? С чем Вы столкнулись? Или наоборот, если вас это только ждет, то чего Вы больше всего опасаетесь? Оставляйте свои комментарии. И если статья Вам была интересна, поделитесь ее с друзьями в соц. сетях.

Автор: психолог Валентина Данилова

Загрузка...
Комментариев: 4
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(11 голосов, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Добавь в закладки через CTRL+D!
Комментариев: 4
  • Игорь
    Автор

    Мой ребенок вскоре должен пойти в школу. Теперь имею понятие, благодаря этой статье, на что ориентироваться. Волнуюсь так, будто самому в первый класс идти!!! :grin:

  • Олеся
    Автор

    Вот еще классная статья! Как хорошо, что я набрела на ваш блог).
    Психологическая готовность ребенка к школе — тоже очень важная составляющая. Еще хотелось бы почитать про физическую подготовку — наверное, тоже существует такое понятие: smile:

    • Нина
      Автор

      Физическая играет тоже не маловажную роль. Это от ношения тяжелого рюкзака до постоять за себя, ну и естественно весь день в режиме.

  • Нина
    Автор

    У нас недалеко от дома есть детский центр, там и няни на час, и репетиторы, и подготовки с логопедами. Так вот там психологически готовят детей к первому классу. Я была удивлена этому. А мы раньше — проснулись и в школу без всяких подготовок.

Оставить комментарий:

:|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::o:mrgreen::lol::idea::grin::evil::cool::???:

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности