Психотерапевтические сказки: что это и как они могут помочь в воспитании?

Всем привет! Сегодня обсудим особый вид сказок — психотерапевтические сказки для детей. Сказки являются отличным способом воспитания, обучения и лечения детей. Об этом было написано в статье Сказкотерапия для детей.

психотерапевтические сказки

Однако, хотелось бы поподробнее остановиться на самом сложном виде сказок — психотерапевтических. Как же всё-таки самому сочинить такую сказку, которая не только поможет выявить проблемы у ребёнка, но и поможет разобраться в них самому ребёнку и, если не вылечить (это тоже вполне возможно!), то хотя бы облегчить его психологическое состояние? Итак, разберём всё на двух примерах.

Психотерапевтические сказки для детей

Сказку рассказывает взрослый

Проблема ребёнка Коли (7 лет) в том, что он обманывает людей. Сочиняем сказку о семилетнем мальчике Толе (необходимо схожее имя), описываем его внешность (очень схожую или такую же, как у Коли), рассказываем о его интересах (очень схожих с интересами Коли.

психотерапевтические сказкиНапример, если Коля любит играть в футбол, то герой может просто часто играть с мячом, или играет в хоккей, или в баскетбол и т. д.).

И далее сочиняем историю, как однажды он обманул всех своих товарищей, что … например, заболел, т.к. не хотел идти на тренировку.

А когда ребята пришли навестить его, то увидели, что Толя здоров и просто обманул их.

Конечно, друзья расстроились, что мальчик поступил так с ними, но не стали держать на него зла.

Но однажды юный футболист Толя действительно сильно заболел и ему так хотелось, чтобы кто-то его навестил, поговорил с ним, развеселил…

Однако все товарищи не поверили Толе, решив, что он снова подшучивает над ними. И только тогда Толя понял, что обманывать людей нельзя, потому что … и рассказываем мораль сказки.

Сказку рассказывает ребёнок

Проблема ребёнка Маши в том, что она боится спать одна в комнате. Родитель предлагает своему малышу сочинить сказку, начало которой рассказывает сам.

К примеру, жила-была в Тридесятом царстве одна очень умная, красивая … смелая девочка Даша, далее внешность, привычки, дом. питомцы и т. д. (всё схожее с Машей и её жизнью). Но только одного боялась эта девочка…

психотерапевтические сказкиА дальше взрослый предлагает ребёнку самому придумать и рассказать, чего на самом деле боялась девочка и почему.

Если ребёнок придумывает историю не в русле своего страха, стоит обратить внимание и на тот страх, который она пытается донести.

Но можно и направить Машины мысли, уточнив, что когда наступает ночь и девочке нужно идти в свою комнату, ею овладевал страх.

А вот какой и почему, она сама расскажет.

Проговорив свои страхи, ребёнку уже станет легче.

А взрослый как бы продолжает историю, проговаривая пути решения проблемы или разубеждая, что домовые очень добрые и живут в других домах, или шум — это кошка играет в другой комнате и т. д.

Конечно, я описала совсем короткие малоинтересные истории, потому что это лишь пример!

Сочиняя сказку, не забывайте, что у неё есть свои особенности:

  • Зачин («Жили-были», «в некотором царстве-государстве»)
  • Основная часть с:

* диалогами (говорите разным голосом);
* повторами (три дня икал, семь раз обманывал);
* песнями или стихами;
* волшебствами (чудо-палочка, превращения);
* разными выразительными средствами: сравнениями (изящна как лебедь, силён как богатырь), эпитетами (прелестная царевна, великодушный старик), гиперболами (мужчина ростом с дерево, слёзы лили, как из ведра), олицетворениями (солнце улыбается, цветок плачет).

  • Заключение («стали жить-поживать да добра наживать»)
  • Мораль

Работа со сказками очень увлекательна, если взяться за дело серьёзно и творчески! На этом прощаюсь, не забывайте поделиться с друзьями полученной информацией и подписаться на обновления блога.

Автор: Оксана Антипенко


Комментариев: 46
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(15 голосов, в среднем: 5 из 5)