Блог Светланы Белошенко
Как быть мамой троих детей и при этом оставаться красивой, любимой женой, не превратившись в тётку
Рубрики блога

Раннее развитие детей до года: краткий обзор известных методик

Добрый день, уважаемые читатели! Все мы с вами желаем счастья и успеха нашим детям. Чтобы они росли крепкими, здоровыми, счастливыми и умными. Большинство родителей задумывается о воспитании и развитии ребенка еще до его рождения. Яркий пример этого – тот факт, что многие беременные начинают слушать классическую музыку, приучая малыша к прекрасному и способствуя гармоничному развитию ребенка. Многие педагоги и психологи считают, что раннее развитие детей до года способствует их более успешной адаптации и развитию в будущем.

Раннее развитие детей до года

Раннее развитие детей – уже звучит не как какое-то новшество, а как необходимость для дальнейшего благоприятного развития малыша. Но вокруг столько разных методик. Что выбрать? Заниматься по системе Монтессори? Или выбрать принципы Вальдорфской педагогики? В этой статье я вам расскажу про наиболее популярные системы раннего развития, используемые до года, их плюсы и минусы. Давайте разбираться!

Начнем с наиболее популярных методик раннего физического развития.

Грудничковое плавание

Для младенцев, только что появившихся на свет, водная среда остается более привычной. Ведь он 9 месяцев провел в водной стихии в животе у мамочки, поэтому рекомендовано начинать заниматься сразу после рождения, пока у детей не пропали врожденные рефлексы.

Сначала занятия могут проходить дома в ванне, а после 2-3 месяцев в бассейне, как говорят инструкторы по грудничковому плаванию — «в большой воде».

Лучше начинать занятия под руководством опытного инструктора, который подскажет, как лучше держать ребенка, какие упражнения с ним уже можно делать и распишет для вас занятия по месяцам. Основная задача взрослого – привить любовь к воде, чтобы малышу нравилось купаться и плавать.

Плавание развивает практически все группы мышц, улучшает работу дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы. Занимаясь плаванием с грудничком, мы также и закаливаем ребенка, укрепляем его иммунитет.

грудничковое плавание

Такие занятия могут помочь снять излишний тонус, помогают расслабиться, даже уменьшают вероятность колик, что так часто беспокоит малышей. Но что самое главное — поднимают настроение ребенку и приносят вам с вашим малышом яркие положительные эмоции. Ведь в это время мама находится рядом с малышом в тесном телесном контакте. Что может быть лучше для новорожденного?

Основные минусы данной методики:

  • В бассейнах все еще часто хлорируют воду, что может раздражать нежную кожу малыша.
  • Несмотря на то, что вода и помещения тщательно дезинфицируются, все-таки, бассейн – это общественное место, соответственно увеличивается возможность подхватить инфекцию.

Если вас заинтересовала данная методика, предлагаю ознакомиться с книгой «Плавать раньше, чем ходить» автор В. Скрипалев

Динамическая гимнастика для малышей: Китаев и Трунов

Данная методика отличается от обычного массажа. Она более динамичная, эмоциональная, можно даже назвать это акробатической гимнастикой. С ребенком выполняются различные динамические упражнения с подбрасывание вверх, малыша крутят и вертят в разные стороны. Большинство бабушек, конечно, не смогут на это спокойно смотреть, тем более что ранее было принято пеленать детей практически до 6 месяцев.

Авторы данной системы развития предлагаются соединить закаливание, массаж, упражнения на мяче и в воздухе, тем самым предоставляя ребенку массу возможностей для развития двигательной активности. Каждый месяц малыш усваивает все новые навыки – учится держать головку, координировать движения ручек, а задача взрослого – идти немного на опережение, показывая ребенку все возможности его тела.

Плюсы:

  • Малыш лучше ориентируется в пространстве.
  • Укрепляет иммунитет.
  • Развивает мышечный тонус.

Минусы:

  • При неправильном исполнении занятия могут быть травматичны! А родители не всегда могут самостоятельно дома правильно просчитать предлагаемую малышу нагрузку.

Раннее развитие детей до года: системы общего раннего развития

Методика Глена Домана

Глен Доман — врач-нейрофизиолог. Его методика делает упор на интенсивное физическое развитие детей с самого момента рождения и активное развитие их интеллекта.

Доман считает, что, взяв за основу прекрасную зрительную память новорожденных, можно быстро обучить их новым словам и понятиям. Предлагается использовать специальные карточки, на которых крупно написаны слова или точки (синонимы цифр).

Данные картинки нужно показывать практически с первых дней жизни малыша, постепенно, каждый месяц увеличивая их количество и усложняя содержание. Начать можно с изображений игрушек, фруктов, потом переходить к более сложным категориям.

Купить карточки Домана можно в интернет магазине MyToys.

Как происходит обучение? Ребенку показывается карточка, затем взрослый громко произносит слово, написанное на ней. Занятия должны быть ежедневными, в несколько подходов по несколько секунд, где на каждую секунду приходится одно слово.

Основы методики изложены в книге "Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет"

Вот основные из них:

  • Главным и самым лучшим педагогом по раннему развитию ребенка является сам родитель.
  • Чем раньше начинается обучение, тем лучше!
  • Дети в раннем возрасте могут усвоить огромное количество информации.

Глен Доман огромное значение придает и раннему физическому развитию! Он продвигает идею о том, что физическая активность ребенка способствует его умственному развитию.

Малыш, только появившись на свет, уже рефлекторно знает и умеет ползать и плавать. Поэтому необходимо с самого начала постараться развивать эти навыки, пока ребенок их не забыл.

Доман предлагал использовать дома специальный трек, на котором ребенок может отрабатывать навык ползания. трек домана Можно поставить его под небольшим наклоном, тем самым немного усложнив задачу. Чем активнее и быстрее ваш малыш физически развивается, тем быстрее развивается и интеллектуально.

Дорогие читатели, мой партнер — компания "Шаг Вперед" — при покупке доставит вам трек Домана абсолютно бесплатно. Для этого вам нужно назвать кодовое слово — «Блог Светланы Белошенко». При оформлении заказа сообщите оператору эти волшебные слова — и трек к вам приедет бесплатно).

Идеи Глена Домана очень заражают, кажутся простыми и доступными, ведь с помощью ежедневных занятий можно очень быстро развить потенциал малыша и его врожденные способности.

Но есть много спорных моментов:

  • В обучении малыша в основном задействуется только зрение и слух.
  • Большой объем информации может утомить ребенка, у него пропадет интерес к занятиям.
  • Отсутствуют игровые моменты, ведущие в этом возрасте. Развитие происходит только через пассивное обучение.

Система Марии Монтессори

Система развития по Марии Монтессори стоит на трех китах: ребенок, окружающая среда, взрослый. Причем в центре стоит сам ребенок, а взрослый следует за его желаниями, помогая ему познавать новое. Полная противоположность классической школе обучения.

Здесь малышу дается абсолютная свобода в выборе любой интересующей его деятельности и никакого «навязывания» со стороны взрослого. Например, ваш малыш хочет играть с крупой. Задача взрослого показать ему как можно, например, пересыпать, перебирать крупу. Затем создать безопасное пространство для этого и отойти в сторонку. А ребенок будет играть самостоятельно, пока ему не надоест. Никакого ограничения по времени.

Монтессори предлагает следовать следующим принципам:

  1. Не делать то, что ребенок может сделать самостоятельно. Взрослый может только помочь малышу сделать все самому.
  2. Не оценивать! Вместо этого в речи использовать «Я-сообщения». Например, «Я рада, что ты смог!» или «Я очень расстроен, что ты разбросал игрушки».
  3. Не сравнивать детей между собой. Отсутствие соревнования.

Специальные группы для развивающих занятий с педагогом Мария Монтессори рекомендовала создавать для детей с трех лет. Но основные принципы данной методики можно принять и использовать с самого рождения малыша.

Задача взрослого – создать необходимую специальную развивающую среду для получения новых знаний. Такая среда помогает ребенку постепенно освобождаться от опеки взрослого. По системе Марии Монтессори рекомендуется организовать для занятий с ребенком несколько зон:

  1. Зона знакомства с окружающим миром. Здесь могут располагаться фигурки животных, картинки с изображениями природы, какие-то карты, растения, коллекция минералов, например, и т.д.;
  2. Тактильная зона. В ней находятся предметы с разными запахами, изготовленные из разных материалов, различные по форме. Это могут быть мячи и кубики, различные крупы и макаронные изделия, шуршащие пакеты, атласная ткань и бархатная бумага;
  3. Бытовая зона. Здесь малышу будет доступно все, что нужно для ежедневных ритуалов (мыло, полотенце, щетка с совком, игрушечная посуда и т.д.);
  4. Речевая зона. Тут могут быть разнообразные книжки, в том числе и с текстильными вкладками для малышей первого года жизни, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;
  5. Зона развития творческих способностей. Тут ребенок сможет найти бумагу и краски, фломастеры и гуашь, ксилофон и бубен, и т.д...

Специально для своих читателей я сделала небольшую подборку книг на тему методики Монтессори. Эти книги можно как скачать в электронном виде, так и купить на бумажном носителе с доставкой на дом:

  • "Как стать Монтессори-мамой. Взрослеем разумно и радостно", автор Ирина Мальцева
  • "Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет", автор Виктория Дмитриева
  • "Монтессори у вас дома. Практическое обучение", автор Наталья Боброва
  • "Монтессори у вас дома. Сенсорное развитие", автор Наталья Боброва
  • "Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет", автор Мария Монтессори

Зонирование помогает организовывать пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разных материалах. Согласитесь, когда в доме маленький малыш, так сложно уследить за порядком. Погремушки, игрушки, книжки быстро оказываются в одной куче. А зонирование приобщает малыша к порядку, и он учится убирать свои игрушки на свои места.

Ребенку следует дать возможность познавать мир во всех его красках. Знакомя на занятиях с разными запахами, формами, красками и т.д. Ведь как раз в это время у малыша формируются первые представления о цвете, форме, назначении предметов.

Тем, кого заинтересовала данная методика, рекомендую ознакомиться с книгой «60 занятий по методике Монтессори», автор Мари-Элен Пляс. В ней описаны не только занятия с малышом от рождения, но и описано как можно сделать развивающие материалы своими руками.

Преимущества системы Монтессори:

  • ребенок развивается в своем собственном темпе;
  • он более самостоятелен, организован;
  • большое внимание уделяется развитию мелкой моторики.

Из минусов:

  • мало подвижных сюжетно-ролевых игр;
  • для застенчивых детей сложность в познании нового материала, так как пока малыш не попросит о помощи, взрослый не должен вмешиваться;
  • привыкнув к демократичной атмосфере, детям может быть сложно адаптироваться в обычном саду, школе.

Вальдорфская педагогика

Автор методики — Рудольф Штайнер. Он говорил, что детство – это безумно ценный период жизни, и задача взрослого — не торопить малышей, а помочь им вдоволь насладится им, каждым месяцем, не упустив ни одного дня.

Вальдорфская система протестует против специального раннего обучения ребенка. Основная идея развития – это проявление внимания к личностным способностям ребенка, развитие его творческих навыков с помощью игр, лепки, рисования.

Обучение происходит только через подражание малыша действиям взрослого. В основе данной методики — воспитание детей с опорой на духовность и традиции.

Для малышей до года используются только натуральные материалы. Занятия проходят в обучении лепке, развитии мелкой моторики, знакомством с ежедневными бытовыми ритуалами (как умыться, как использовать полотенце и т.д.).

Активно используется народный фольклор. Использование потешек, чтение книг (преимущественно сказок), рисование, танцы. Педагоги данной системы исключают задания на развитие памяти, мышления. До 7 лет педагоги не обучают детей чтению и счету, считая, что абстрактные понятия, такие как буквы и цифры, не понятны и не нужны в раннем возрасте.

Вальдорфские воспитатели утверждают, что до 3-х лет малыши учатся наиболее интенсивно. Дети усваивают огромный объем знаний и умений, играя. Никаких специальных заданий и упражнений, а только общение с родителями, братьями/сестрами, сверстниками.

Наблюдая за происходящим вокруг, малыши подражают взрослому, например, его речи, тем самым и обучаются. Цель вальдорфской педагогики — развитие врожденных талантов и способностей ребенка.

Отсутствие «натаскивания», отказ от разных технических новинок и изобретений. Считается, что просмотр телевизора, различных, даже специально подобранных видео для детей, перенагружает нервную систему ребенка. Сторонники данного метода считают, что всевозможные технические новшества и игрушки не дают развиваться воображению, фантазии и детской смекалке. Гармоничное развитие происходит через чтение, рисование, подражание взрослым.

Основные плюсы Вальдорфской педагогики:

  • Доброжелательная атмосфера воспитания.
  • Индивидуальный темп развития каждого ребенка.
  • Независимость от оценок.
  • Многообразие форм игровой деятельности.

Минусы Вальдорфской педагогики:

  • Воспитание происходит в отрыве от достижений цивилизации.
  • Не уделяется должного внимания развитию интеллектуальной деятельности.
  • Возможны сложности в дальнейшей адаптации к обычной школе (так как детей не обучают чтению и счету).

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан разработала свою собственную систему раннего развития детей, взяв за основу методику Глена Домана. Она отошла от жестких рамок Домана. Добавила больше эмоциональности и творчества. Свой опыт воспитания двух дочерей Сесиль описала в книге «Поверь в свое дитя».

Сесиль Лупан поверь в свое дитя

Данная методика основывается на следующих принципах:

  • Лучший учитель — это родитель.
  • Поддержание интересов ребенка и его стремлений узнать новое.
  • Обучение нужно заканчивать раньше, чем ребенок устанет.
  • Если интерес малыша угасает, смените вид деятельности.

Большое значение выделяется первому году жизни! За свой первый год малыш усваивает огромное количество новых знаний и навыков. За этот период времени Лупан предлагает родителям решить четыре основные задачи:

  1. Научите ребенка любить самого себя. Покажите ему, что он желанный! Очень важно всячески проявлять свою любовь к малышу, чаще улыбаться ему, ласкать, проявлять заботу, радоваться его достижениям. Если ваш кроха плачет — обязательно подойдите к нему! Ведь дети до года еще не могут манипулировать. И если ваш малыш плачет, значит ему необходимо ваше внимание.
  2. Стимулируйте и развивайте все пять основных каналов восприятия:
    Развития зрения. Стройте ему рожицы, показывайте яркие картинки, украсьте его кроватку красивым постельным бельем, разложите по дому игрушки и т.д.
    Развитие слуха. Напевайте разнообразные мелодии, песенки; разговаривая с малышом, меняйте интонации; вместе с крохой слушайте различную музыку, сказки. Помните, что ваша речь образец для подражания, говорите четко и правильно.
    Развитие осязания. Используйте различные ткани, давайте малышу гладкие, колючие и мягкие предметы, знакомьте с понятиями горячо-холодно.
    Обоняние и вкусовые ощущения. Знакомьте ребенка с различными ароматами. Для занятий можно сделать специальные мешочки, наполненные разными ароматными травами. Также поощряйте малыша к знакомству с разными вкусовыми ощущениями. Так как маленькие детки до года познают свойства предметов, потянув их в рот, можно подобрать разные безопасные игрушки, которые он мог бы погрызть и пожевать.
  3. Поощряйте любую физическую активность малыша. Сразу после рождения ребенка Лупан предлагает выполнять с малышом различные гимнастические упражнения, сгибать ручки, ножки. Как только малыш будет пытаться сесть на четвереньки, стимулировать его к ползанию и т.д.
  4. Речевое развитие. Речь развивается с момента появления малыша на свет. Поэтому чаще говорите с ним. Озвучивайте свои действия, называйте предметы, окружающие вашего малыша, переодевая ребенка, называйте части тела. Читайте сказки, стихи, сочиняйте истории. Отдельное место занимает в развитии речи звукоподражание. Ваш малыш чихнул, повторите это, он сказал первое «Агу», с улыбкой произнесите это вновь.

Лупан предлагает использовать иллюстрированные карточки. См. картинку ниже:

Методика Сесиль Лупан

Данная методика рекомендует обязательно составить график занятий на неделю вперёд, а лучше по месяцам. Да, возможно, у вас не получится все сделать именно так, как планировали, но вы хотя бы сможете ориентироваться, что вы освоили, а что еще не пробовали сделать.

Очень важно, по мнению Лупан, активно развивая интеллект, помнить о личности ребенка, его желаниях и потребностях. А в развивающих занятиях главное не содержание, а атмосфера. Главное — чтобы вашему малышу было интересно.

Развивающие пособия от 0 до года

Сегодня многие развивающие программы включают лучшее из основных методик раннего развития. Существует множество различных обучающих пособий, которые можно приобрести на рынке для детей с самого рождения.

Например, пособия "Школы 7 гномов". Про него, наверное, слышала практически каждая мама. Годовой комплект состоит из нескольких ярких иллюстрированных тетрадей. С их помощью каждый родитель может легко и непринужденно познакомить своего малыша с первыми стихами и прибаутками, познакомить с понятиями день-ночь, проиллюстрировать основные цвета, познакомить с понятием «форма». Хотя, конечно, школа семи гномов не затрагивает сферу физического развития ребенка.

школа семи гномов от 0 до года

Купить другие комплекты или отдельные пособия можно по ссылке.

Все наши дети разные. И подход к развитию каждого малыша должен быть индивидуальным. Какую бы методику развития для своего малыша вы не выбрали, главное – это любовь и уважение!

Вы можете выбрать лучшую, на ваш взгляд, из предложенных методик и составить собственную программу для своей крохи. Занимайтесь с малышом тем, что нравится вам самим, и тогда это будет любить ваш малыш. Находите время для ваших занятий только тогда, когда у вас с малышом хорошее настроение и успех будет виден очень скоро.

Если вы развивали своего малыша по какой-то методике, пожалуйста, поделитесь своим опытом в комментариях. И не забудьте поделиться новыми знаниями с подружками в соцсетях! Кнопочки расположены чуть ниже).

Автор: Данилова Валентина

loading...


  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(11 голосов, в среднем: 5 из 5)
Понравилась статья? Добавь в закладки через CTRL+D!
Комментариев: 2
  • Нина
    Автор

    Мы многое с сыном выполняли то, что указано в статье. Вот только 13 лет назад я и не знала что это чьи то методики. Полностью согласна с тем, что с самого рождения надо развивать физическую активность у малыша. Но и переусердствовать не стоит ни с карточками ни с чем другим.

  • Татьяна
    Автор

    Вряд ли кто-то будет копировать методику полностью. Но перед рождением ребенка неплохо ознакомиться с разными методиками.

Оставить комментарий:

:|:x:twisted::smile::shock::sad::razz::o:mrgreen::lol::idea::grin::evil::cool::???: